Friday, October 26, 2018

Чего хочет ваш малыш. Трейси Хогг


Ссылка на OZON

Полезная книга. Нет, правда полезная! И читается легко и интересно. Мне казалось, что после Комаровского мне уже ничего не нужно. Все, что надо, знаю. Методика автора нравится, а зачем мне тогда другие? Понятно же, что каждый автор предлагает воспитывать по своему.

И все таки прочитала (ну не зря же покупала?). Не жалею, полезно было! Читала уже после рождения ребенка. Благо что с летом и осенью 2018 нам очень повезло, тепло было! В августе ходила с коляской гулять, садилась на лавочку и читала книжку.

Сейчас вот пишу блог-пост, столько всего выписать хочется. Это действительно очень полезная книга, откуда я натаскала много идей. Хотя исходно была настроена скептически, ведь прочитала уже несколько книг и что-то все об одном и том же. Но нет, тут каждая тема раскрыта более глубоко и интересно!

Трейси Хогг много работала с детьми, которые уже не младенцы, но говорить не могут (отстают в развитии). Она научилась понимать их язык. А потом стала работать с грудничками и тут уже было проще. Она научилась понимать, что значит тот или иной крик. Для нее эти крики — словно малыш разговаривает на русском языке (хотя в ее случае — на английском).


Трейси работает няней. Она приезжает после родов на пару недель и помогает родителям познакомиться с ребенком. Рассказывает им, что значит каждый тип плача, помогает узнать, к какому типу относится ребенок и перевести его на ПАСС-режим (потому что начинать режим надо с младенчества, ребенку от этого не плохо, наоборот, хорошо).

Вот это круто! Были бы у нас такие многоопытные няньки, которые расскажут, чего хочет малыш когда плачет. Правда ли это колики или он устал, или что. А уж если бы научили спать укладывать не качая — вообще красота была бы! Завидую тем, кто может позвать Трейси в свою семью.

Так, а теперь что запомнилось из книги, но сначала — некоторые моменты, на которых автор концентрирует внимание.

Важные моменты


ПАСС-режим

П — питание
А — активность
С — сон
С — свободное время у родителей

Трейси считает неправильным, когда ребенок засыпает на груди. Лучше погладить его за ушком или за щечкой, чтобы проснулся и "делал свою работу" ))

Потом он должен поиграть. Для грудничков игра — это просто разглядывание потолка или чего-то еще. Особенно они любят прямые линии, ведь зрение еще не сфокусировалось и им кажется, что линии двигаются.

Эта информация была очень полезной, потому что я ломала голову над тем, что же за активность такая у грудничков, которые еще не умеют хватать игрушки.

Ну так вот, поел, поиграл, потом укладываем спать. И так по кругу. Получаем цикл на 3 часа. Из них примерное разделение:

  • 25-40 мин — еда (чем старше ребенок, тем быстрее он ест)
  • 45 мин — активность (включая смену подгузника, переодевание, купание)
  • 15 мин — на засыпание
Итого у мамы остается время на себя, час или более. Причем чем старше ребенок, тем быстрее он ест = больше времени на себя. 

Активность у грудничка совсем маленького — переодели, сменили памперс, поиграли. Причем он смотрит на игрушку / в одну точку и устает буквально за 15 минут. Дальше или менять дислокацию, или укладывать уже.



Сон в ПАСС режиме

Мне очень нравится сама концепция ПАСС-режима (особенно время на себя, разумеется!). Хотя я не очень согласна с тем, что после еды нужна активность. Трейси считает пагубной привычку засыпать на груди. Предлагает будить ребенка, когда тот ест, поглаживая щечку. Но зачем??? Если мой засыпает, то нехай спит, а я почитаю или поработаю ))))

Особенно вечером. Заснул на груди и не проснулся от перекладывания в кроватку? Да вот ведь оно, счастье! Нет, тут я не согласна с автором. Если уснул — пусть себе спит без активности, проснется и поиграем.



Сон, когда укладывать?

Когда ребенок начинает зевать.

Тут главное — не пропустить первый зевок. Или хотя бы второй. Тогда ребенок еще не переутомлен и может уснуть сам.

Если же ребенок играет, играет, потом зевает, но продолжает играть — есть опасность переутомления. Позевает и начнет орать. И тут уже сам не уснет, нужна будет помощь, чтобы успокоиться.

Вообще тут для меня оказалась полезной врезка о том, как дети засыпают. Но о ней чуть ниже))



Сон, как укладывать?

В идеале — положить в кроватку и он уснет сам. Хотя у меня такое прокатывало только в роддоме))) Хотя нет, вру, дома тоже прокатывает иногда, но тут по пальцам пересчитать можно.

Автор рассказывает, что надо положить в кроватку. Если надо, посидеть рядом, погладить ребенка. Если плачет — взять на ручки (она не сторонница крайностей из серии "пусть наревется"). Но тут важно что? Покачал, успокоил — клади назад, пусть сам засыпает. Потому что там вы учите ребенка важному навыку — самостоятельности.

У нас ребенок родился в августе, первые 2 месяца было тепло. Мы на улицу ходили по 2 раза по 2,5 часа. Так и спал — на улице в коляске. Сейчас 2,5 месяца и у нас стандартные сны: утренний, дневной, вечерний. Точнее, дневной есть всегда, а остальные — как повезет.

Днем малыш засыпает на улице в коляске. Сам. Ну или с соской. Так что практиковать самостоятельность можно или утром, или вечером. К слову, на ночь ни разу не удавалось уложить так, чтобы сам потрепыхался.

Что могу вспомнить, как сам уснул:

*************************************************************

1. Бабушка тогда уехала уже, а я только только книгу дочитала. В том числе и про идею самостоятельного засыпания. И как-то раз получилось днем дома. Прикачала чуток, положила. Он минут 5 глазками хлопал, потихоньку засыпая. Не кричал, просто медленно засыпал. Я сидела рядом, не разговаривала, не убаюкивала, просто наблюдала. И ведь уснул!



2. Я уехала ко врачу. Муж должен был около часа пойти с Владиком гулять. Я малыша покормила, а дальше все по расписанию: поиграл, покакал, гулять!

Приезжаю в ЦПСиР, сижу в очереди. Смотрю в телеграмм, а там муж пишет:

— Он уснул! Что делать?
— Ну пусть спит, потом погуляете)))
— Он начал кочевряжится, я взял на руки, дал соску. Думал есть хочет. Положил поставил греться молоко в воду. Покачал ещё. Пошел проверять молоко, а его положил естественно. Вернулся с молоком, а он соску выплюнул и дрыхнет. Через 10 мин переложил в кроватку.

Вот так, оставили одного, а он уже спит))))



3. Да вот не далее чем сегодня. Днем спал с 12 до 5. Потом поел, поигрался... Я работать ушла.

Захожу в комнату в 7 — бабушка качает, Владик уже спит на руках. Положила на пуфик — проснулся, глазками луп-луп. Но вроде поглаживаешь и закрывает глазки. А потом снова резко открывает.

Бабушка расстраивается:
— Что же ты не спишь? А я то хотела чаю попить...
— Так идите! Я с ним посижу, если что, покачаю.

Бабушка ушла, а я выключила звук у телевизора (мне то он не нужен, его бабушка смотрела)  взяла айпад. Думала, что он будет спать, а я играться. А он то глазки распахнул!

Я вспомнила книгу. Ну, думаю, самое время учиться самостоятельности. Не то чтобы мне было лень его качать... Хотя, чего греха таить, не без этого ¯\_(ツ)_/¯

В общем, стала наблюдать, готовая в любой момент прийти на помощь (покачать или погладить). Это, кстати, отличная тактика, судя по книге. И вы знаете, Влад уснул! Глазками похлопал и стал их медленно закрывать. Снова откроет, но уже неполностью, снова закроет... Так потихоньку и уснул.

Уснул плохо, ближайшие 5 минут сам себя будил. Вскинет ручки и проснется от этого. А потом медленно закрывает глаза и дальше спит. А я наблюдаю в благоговении, вау, сам!

Вот так побудил себя, поуспокаивал, да и погрузился в глубокий сон. Проспал с 7 до 9 вечера! Так что в целом работает методика. Просто надо к ней приспособиться...

*************************************************************

Еще автор советует выключать свет, телевизор итд, когда укладываете ребенка. Мол, сами представьте, что ложитесь спать, а вокруг столько звуков!

Но тут я больше согласна с Комаровским. Если все время тишину поддерживать, ребенок привыкнет и будете потом на цыпочках вокруг ходить, оно вам надо? Если ему спать, он и при свете уснет.

Конечно, если телевизор работает, звук уменьшим, но может поговорить, сидя рядом со спящим ребенком. И свет выключаем только на ночь, если спит вечером, спит со светом. И ничего, нормально спит!


Разумный подход ко сну

  • Идите туда, куда хотите прийти — если не планируете постоянный совместный сон, то лучше сразу приучать ребенка к своей кроватке.
  • Независимость не значит игнорирование — если научите ребенка засыпать самого, то поможете ему в развитии независимости. Но если ребенок плачет — его надо успокоить, в том числе взять на ручки и покачать, если нужно. Не надо его игнорировать! Однако, как только потребности удовлетворены, спускаем с рук.
  • Наблюдайте, не вмешиваясь — как во время игры, так и во время отхода ко сну. Всякий раз, засыпая, ребенок проходит последовательность определенных фаз. Родители должны хорошо знать эту последовательнось, чтобы не нарушать ее. Мы не должны вторгаться в естественные процессы жизнедеятельности ребенка, а наблюдать за ними, предоставив крохе возможность заснуть самостоятельно.
  • Не формируйте у ребенка зависимость от «костылей» — а костылями Трейси называет любой предмет или действие, лишившись которых ребенок испытывает стресс. папины ручки, получасовое укачивание, мамин сосок — если приучить ребенка к этому, так и будете 2-3 года таскать на руках и давать сисю. Но учтите, что костыль ≠ переходный объект (игрушка или одеяльце), предмет, который ребенок выбирает сам. Их оставить можно!
  • Вырабатывайте ритуалы отхода к дневному и ночному сну — к дневному у нас есть, в коляску и гулять! А с ночным пока все тяжко (((
  • Изучите особенности засыпания вашего малыша — универскальных средств, увы, не бывает.


Ребенок — личность!

И относиться к нему надо с уважением. Поэтому Трейси, приходя в гости к родителям, всегда представляется ребенку. И проводит экскурсию по квартире. Родители в шоке:

— Ему же 2 дня, он еще ничего не понимает!
— Откуда вы знаете? А вдруг понимает? Если понимает, то увидит, что я его уважаю. Если нет, то мне все равно не сложно.

И в каждом действии проглядывает уважение. В том числе в постоянном общении. Надо не молча срывать памперс с ребенка (тот в шоке тогда будет "что происходит??"), а сначала предупредить, что ты делаешь и зачем. Потом уже делать, только медленно, резкими движениями напугаешь малыша.

Хорошая практика, а то я не умею говорить без умолку, не знаю, что сказать. А с ребенком ведь постоянно говорить надо! А так все просто — объясняешь свои действия, и поговорил, и дела сделал!


Что мне еще запомнилось


Типы детей

Так как автор видела много детей, то стала прослеживать между ними определенную классификацию. Разумеется, она примерная, часто дети являют собой смесь двух или трех типов... И все же:

Ребенок-«ангел». Именно о таком ребенке мы и мечтаем. Золото, а не ребенок! Улыбающаяся лапочка, не требующая лишних хлопот и забот. Язык тела очевиден. Ее не беспокоит незнакомая обстановка, ее можно взять куда угодно. Хорошо ест, спит, мало плачет. Умеет сама себя успокоить. Так что даже если ребенок немного переутомился, так как вы пропустили его сигналы, достаточно прижать его к груди и промурлыкаь "Вижу-вижу, ты устала". Положить в кроватку, спеть колыбельную, ангелочек сам уснет!

Ребенок-«учебник». Предсказуемый малыш. Все этапы взросления он проходит точно в указанное в пособиях время — спит всю ночь с трех месяцев, переворачивается с пяти, сидит с шести. Периоды ускоренного роста тоже "по книгам". Если ему улыбаться, улыбается в ответ. Уже в возрасте одной недели умеет недолго занять себя сам.Уложить спать довольно просто. Капризы бывают (у всех бывают!), но успокоить его нетрудно.

Ребенок-«мимоза». Гиперчувствительный ребенок. Для таких детей мир — бесконечная череда ударов по нервной системе. Он вздрагивает при звуках выхлопа за окном, шумного телешоу или лая собаки. При ярком свете моргает и отворачивается. Иногда рыдает без видимой причины, даже если к нему подошла мама, как бы говоря «С меня довольно, мне нужна тишина и покой». Может занять себя на несколько минут, но только если знает, что рядом кто-то знакомый (мама, папа, няня). Питается беспорядочно и неустойчво, словно забывая, как это делается. Таких детей легко выбить из колеи: слишком долгий дневной сон пропущенное кормление, неожиданный посетитель или выход из дома — все может растревожить мимозу. Чтобы успокоить ребенка, воссоздайте условия, в которых он был в матке. Крепко прижмите к себе, прислоните к плечу, ритмично шепчите "ш-ш" возле его уха (звуки околоплодных вод) и легонько похлопывайте по плечу (сердцебиение мамы) — этот способ подходит всем, но мимозам особенно. Такие дети любят упорядоченность и предсказуемость. Сюрпризы им не нужны!

Ребенок-«вояка». Этот ребенок с рождения знает, чего хочет, а чего — нет. И он без колебаний даст вам об этом знать. Проснувшись утром, зовет маму громким криком, так как терпеть не может лежать в грязном подгузнике. Много и громко лепечет. Невербальный язык бывает очень сложен для понимания. Чтобы вояка заснул, его часто приходится укачивать, посколько ручки и ножки находятся в непрестанном движении, отчего он то и дело просыпается. С самого раннего возраста отчаянно вцепляется в бутылочку

Ребенок-«ворчун». У Трейси есть теория, что такие дети когда-то уже бывали на этом свете и вовсе не рады вернуться сюда. Ребенок — самый настоящий бука. Ничто вокруг ему не в радость, и он не намерен это скрывать. Хнычет по утрам, редко улыбается в течение дня, а укладывание спать превращается в ежевечернее испытание. На смену памперса раздражается. Кормление тоже приносит проблемы из-за капризов и раздражительности. Ворчуны часто злятся, кричат и плачут особенно громко и упорно. Ненавидят, когда их пеленают, и в этом случае точно не будут молчать.

Наш вояка))) Хотя бывает и ангелочком! Сейчас вот подрос, научился просыпаться и просить есть, а не громко требовать =)))

А вообще такой он у нас, если что не по него, будет громко возмущаться! Хотя улыбается тоже охотно, и маме, и папе, и бабушкам, и даже врачам. Так что не без ангелочка у нас характер)))

Но при этом ручки-ножки постоянно в движении! Это точно про нас, бывает даже в 11 вечера пытаешься его уложить, а мы глазками луп-луп и активно ручками машем.



Таблицы разных типов плача

Одна из самых полезных вещей в книге! И самых интересных. Причем там даже несколько таблиц: есть чисто по плачу, есть по мимике и движения ребенка.

Ножки поджимает к груди — наверное, животик болит.
Ребенок сильно, беспорядочно сучит ножками → устал.

Именно из такой таблички я узнала, что плач "усталость или переутомление" чаще всего принимают за проявление голода, так как они похожи. Если ребенка не уложить в постель, он может начать демонстрировать новые признаки: выгибать спинку, брыкаться, молотить ручками. Может царапать лицо (рефлекс). Так как он выгибается, это часто принимают за колики, хотя ребенок просто устал.

Перевозбуждение — продолжительный, надрывный плач + колотит ручками и ножками.

А вот боль / вздутие кишечника — пронзительный визг, высокий и громкий, начинающийся без предупреждения. Тело напрягается и становится одеревенелым, что запускает порочный круг, так как мешает отходу газов. И правда, это сложно перепутать, когда ребенок вроде улыбался и вдруг резко закричал!

В общем, только ради этих таблиц стоит почитать книгу. Так как похожего описания я еще нигде не встречала.



Я проснулся: три сигнала

Одни дети, проснувшись, ограничиваются первым сигналом, а дальше сами себя занимают — они могут развлечься самостоятельно и спокойно ждут, когда к ним подойдут. Другие выдают все три сигнала так стремительно, что уже неважно, насколько быстро вы на них реагируете.

Первый сигнал: негромкие беспокойные звуки, напоминающие поскрипывание, сопровождающиеся ерзанием. Перевод: «Ау, есть тут кто-нибудь? Почему вы ко мне не подходите?»

Второй сигнал: покашливающее хныканье в глубине горла, то прекращающееся, то начинающееся снова. Во время остановок ребенок прислушивается, не идете ли вы. Перевод: «Эй, подойдите ко мне!».

Третий сигнал: самозабвенный рев с беспорядочным размахиванием руками и ногами. Перевод: «Немедленно ко мне! Я не шучу!».



Три фазы засыпания

Засыпая, ребенок проходит эти 3 фазы. Весь цикл длится около 20 минут.

Фаза 1: «окно». Ваш ребенок не может сказать «Я устал». Но он вам это продемонстрирует зевотой и другими признаками утомления. Прежде чем он зевнет в третий раз, уложите его в кроватку. Если этого не сделать, он не перейдет ко второй фазе засыпания, а заплачет. А дети определенных типов (мимозы, например) сразу истерику закатят.

Фаза 2: отключка. Начало этой фазы знаменует характерный взгляд рбенка, застывший, устремленный неведомо куда, — автор называет его «взглядом в дальнюю даль». Ребенок удерживает его три-четыре минуты, и хотя глаза его открыты, на самом деле он никуда не смотрит — его сознание витает где-то между явью и сном.

Фаза 3: дрема. Теперь ребенок напоминает человека, задремавшего в поезде: глаза закрываются, голова падает на грудь или в сторону. Кажется, он уже уснул, но не тут то было: глаза внезапно распахиваются, голова рывком возвращается в прежнее положение, так что все тело вздрагивает. Затем веки снова опускают, и все повторяется снова и снова от трех до пяти раз, после чего он окончательно погружается в сон.



СПОКойно! Реакиця на крик

Если ребенок кричит, не надо сразу давать ему соску или укачивать. Остановитесь, сделайте глубокий вздох и сначала понаблюдайте за ребенком — а что именно он хочет? Некоторые не замечают явных сигналов именно потому, что не смотрят на них.

Стоп! Помните, что крик и плач — язык вашего ребенка.
Прислушайтесь. Что означает именно такой плач?
Осмотрите. Что делает ваш малыш? Что еще происходит?
Как поступить? Основываясь на том, что вы услышали и увидели, определите потребность и отреагируйте соответственно

Если будете затыкать малышу рот соской, то он перестанет проявлять голос. Ведь исходно на каждую проблему свой крик. Но если результат один (рот заткнули соской), то к чему стараться?



Как мама каждый час кормила

Одна история запомнилась. Там мамочка кормила ребенка каждый час, очень уставала, на что и пожаловалась Трейси. Та посмотрела, как это происходит:

  • Ребенок присасывается к груди и начинает дремать. 
  • Мать ждет, ждет... 
  • Минут через 20 она таки отцепляет его.
  • Ребенок просыпается, он в шоке, что происходит, засыпал с сисей, проснулся без. Начинает похныкивать, требует грудь для успокоения... И цикл повторяется!
Фишка в том, что, если бы мама ребенка разбудила, когда тот начал дремать (поглаживанием по щечке, например), или хотя бы отцепила — этого бы не было. А так он вошел в какую-то стадию сна, где легко пробуждается.

Теперь всегда побаиваюсь отцеплять, когда дремет. А вдруг он как раз в той стадии? Но все равно иногда жду, как сам отвалится, иногда отцепляю... Причем иногда продолжает спать, иногда просыпается. Ну, раз на раз!




Про плохие привычки

Все плохие привычки родители прививают деткам сами. Засыпать только на сисе, или только если тебя час ходят и укачивают на ручках — сами виноваты, сами таскали на руках, вот ребенок и привыкает.

Причем вначале даже мысли нет. Ути, наш малыш, наш малютка, давай покачаем. Но если вы не планируете качать его пару лет, когда он уже 10+ кг будет весить — то лучше не приучать к рукам.

Покачайте ради удовольствия, но недолго. Не переживайте, еще накачаетесь!



Как Трейси 100 раз ребенка спать укладывала

Автор часто приезжает или после родов учить родителей, или уже позже. Когда ее зовут точечно, исправить дурную привычку. Кстати, если их много — знайте, исправлять надо по одной за раз. И обычно это — отход ко сну. Потому что ребенок не может уснуть сам.

Трейси говорит, что ребенка легко переучить первые пару месяцев. А ее часто зовут, когда малышу уже полгода или год. Тогда сложнее, конечно, но тоже возможно!

Например, позвали к малышке. Та привыкла засыпать на руках. Трейси берет на ручки, успокоит и кладет в кроватку, чтобы та уснула сама. Малышка орет. Трейси берет на ручки и успокаивает (она не приверженец "пусть орет"!). Успокоила? Снова уложила.

И всегда считает, чтобы показать статистику родителям. В первый вечер укладывала спать больше 100 раз (в книге точное число, она ж считала). Ну, допустим, 113, я то не помню уже. Родители скептически смотрят: «Ничего не получится, зря затеяли!».

На вторую ночь Трейси забирала малышку из кроватки уже 35 раз. А на третью — 4 раза. Так и приучила засыпать самостоятельно. Круто? Круто!

Но важный вывод — если уже приучили к плохому, надо мягко, но настойчиво отучать. И тут главное — не сломаться и не отступить, если кажется, что не получается. Хватило бы у вас терпения повторять укладывание больше 100 раз? С одной стороны, много! С другой стороны, это на пару дней, а альтернатива — качать 10 кило еще 2 года!


Резюме


Книга безусловно полезная, родителям рекомендую!

Хотя у меня муж ворчит. Когда Владик заходится криком, тот спрашивает: «Ну и что он кричит?». Или «И почему он не засыпает сам?». Ну откуда же я знаю то? В книге все равно только общие идеи, а не про твоего конкретного ребенка. Тогда муж говорит "А зачем тогда читала? Бесполезно все!".

А вот и не бесполезно! Я много нового узнала из книги и до сих пор на нее оглядываюсь. И благодаря ей понимаю некоторые причины поведения сына, которые иначе поставили бы меня в тупик. Неопытная жеж!

Можно на опыте, можно по книге что-то узнать. И в этой книге полезного ОЧЕНЬ много! Пусть я не со всеми теориями автора согласна, но заметок себе наделала — ух! Smile :)


PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

No comments:

Post a Comment